воскресенье, 11 января 2015 г.

Чем занять себя в новогодние праздники настольщику

Обычно под Новый год мы с Любой крепко простываем и праздники выходят жаркими в прямом смысле — с температурой под 40, всевозможными Фервексами и Терафлю. Особенно приятно и неожиданно было эту традицию нарушить в этом году. Праздники выдались на редкость продуктивными: было много гостей, игр и веселья.



Первый игровой вечер года мы потратили на Istanbul, Мистериум, Cosmic Encounter и CV. По итогам мероприятия три из них ушли на обмен/продажу. Угадайте, какие?

Первый кандидат — Istanbul. Первый раз играли впятером (до этого доводилось вчетвером максимум). Пять, по-моему, идеальное количество игроков. В городе становится ощутимо тесно — уже сложно прийти на нужный тайл и не встретить там кого-нибудь из конкурентов. При этом игра не теряет темпа, не провисает на ожидании чужих ходов и лишь усиливает накал страстей.


Я категорически не люблю восточную тематику в играх (наряду с диким западом, бандитами, серьезным фэнтези, зомби и Вархаммером), но ради хорошей игры всегда готов сделать исключение. Istanbul — как раз такой случай. Мне очень нравится то, что игра абстрактна, а ходы нужно просчитывать наперед. И именно это категорически не нравится в этой игре Любе. Чтобы отличная игра не пылилась зря, выставил на продажу на Тесере. Покупатель нашелся через три часа. Надеюсь, в новом доме она приживется и в нее будут играть.


Второй кандидат — Мистериум. Я купил эту коробку, помнится, еще в самом начале ажиотажа вокруг нее и до сих пор не жалею о содеянном. Это первая в моей коллекции «практически отечественная» игра, которую не стыдно показывать людям. Она прекрасно оформлена и качественно изготовлена. Мистериум достоин логотипа, если не FFG, то какого-нибудь другого крутого издательства.


Опытным путем выяснили, что под эту игру нужна другая компания — наша никак не подходит. Получается, что играет и веселится один призрак, а остальные большую часть времени просто ждут или ноют о том, как долго им приходится ждать или о том, какую непонятную фигню им показывает призрак. Как-нибудь нужно будет протестировать Мистериум на обычных людях, не на гиках. А пока он на всякий случай выставлен на обмен.


Третий кандидат — Cosmic Encounter. Отличная игра, в которую я бы с радостью играл почаще. Крайне редкий гость на игровом столе. И тому есть несколько объективных причин. Во-первых, она на английском. Там очень много текста в сложных свойствах персонажей и трудночитаемых карт. Далеко не каждый осилит такую игру, а заниматься переводом самому лень, потому что кроме языкозависимости есть еще пара пунктов. Во-вторых, Cosmic Encounter очень жесткий и агрессивный. Приходится нападать на мирных соседей, заваливать ужасными картами теперь уже врагов, обманывать союзников и безбожно блефовать. Для этого нужна специфическая компания. В-третьих,… барабанная дробь… Любе категорически не нравится. Она не любит блефовать и обманывать. При этом ей всегда выпадает роль сайлона в Battlestar Galactica — все знают об этом, смеются в начале партии, грозятся сразу посадить в тюрьму, а сами думают, ну не бывает же так, чтобы человек всегда был сайлоном. Поэтому люди в нашей компании всегда проигрывают сайлонам. Cosmic Encounter со скрипом и слезами уходит на обмен/продажу вместе с первым дополнением (самым лучшим, кстати).


CV поселилась у нас навечно. Этой игрой мы заманиваем в настольную секту новых адептов и сами играем с большим удовольствием. Она хороша во всех отношениях, кроме разве что даунтайма на некоторых игроках, типа меня. Мне, кстати, нормально, я даунтайма почти не ощущаю.


Картинки на картах каждый раз радуют, как будто видишь их впервые. Они именно настолько хороши, а в комбинации с изображенными ресурсами или действием можно найти какую-нибудь смешную штуку на каждой карте. Мне кажется, эта игра не только с атмосферой, но и с душой — лучшее на сегодня, что можно было выжать из механики Yatzy и большая редкость в принципе.


Второй вечер или, наверное даже день, мы провели за партией в Mage Knight. Вчетвером. Полные три игровых дня. Больше семи часов безудержного веселья. Выглядело веселье примерно так.


Все заняты своими делами, а кто-то один в это время ходит. В случае любой другой игры это было бы полным провалом, но с Магорыцарем такое не прокатывает. Все остались довольны партией, несмотря на то, что снова проиграли (завоеван только один город из положенных трех), натерпелись непотребств от местной фауны и потратили кучу драгоценного праздничного времени.


По-моему, такой замечательной эту игру делает колодостроение. Именно оно отличает Mage Knight от всех остальных приключенческих игр, которые уже традиционно немыслимы без кубиков, колод карт неожиданных событий и художественного текста, призванного поддерживать атмосферу. Здесь же ядро игры — головоломка на оптимизацию колоды в целом и на грамотное распоряжение имеющимися ресурсами в каждом из ходов. Судя по тому, что мы всегда проигрываем, оптимизировать еще есть куда, хотя прогресс уже виден: раньше только успевали дойти до какого-нибудь города, а сейчас уже открываем все необходимые и даже на некоторые изредка нападаем.


Mage Knight, по моему мнению, остается лучшей игрой всех времен и народов и чуть не единственным пунктом в моем вишлисте. И это несмотря на массу недостатков, типа ужасно написанных правил, невероятного количества нюансов в них (до сих пор узнаем что-нибудь новое почти каждую партию), жутко долгих ходов и беспощадности игры к ошибкам.


С гостями-ненастоящими-настольщиками сыграли четыре партии в Las Vegas подряд. К такому я не был готов и к четвертой партии уже начал тихонько ненавидеть эту игру. Но она все-таки невероятно хороша. Проста до примитивности, зато доступна непосвященным, да и гикам интересна, потому что неглупая, азартная и играется быстро. Развлечение для компании, коим раньше была, например, ныне практически забытая Tsuro. Думаю, Las Vegas ждет такая же участь, когда найдется что-нибудь новое поинтереснее. Но это будет еще нескоро.

В очередной раз собрались, чтобы поиграть в Робинзона Крузо и выяснить, будем мы играть целую компанию Бигля этим составом или не будем. Правила игры уже успели выветриться из памяти, поэтому лично я играл как в первый раз. И, как ни странно, мне понравилось заметно больше, чем раньше.


У меня относительно Робинзона были опасения в недостаточной реиграбельности, однообразии и возможной проблеме лидера, принимающего решения за всех. Теперь опасаюсь только за последнее, но тут уже все, наверное, зависит от компании. В этот раз повезло. Мы замечательно проиграли, кинувшись изобретать полезные вещи и забыв про главное — укрытие. Его нам так и не удалось построить, поэтому уже вторую ночь при плохой погоде пережили не все. Решили, что надо все-таки играть в Бигля. Люба, при всей нелюбви к кооперативкам, одобрила.


Еще наконец-то сыграли в Legacy: Gears of Time. Как-то давно мы уже делали попытку разобраться в этой игре, но правила, которые я скачал и изучил, оказались из первого издания, а там было много косяков. Приходится, кстати, часто скачивать правила и читать с планшета, чтобы Матильда не имела возможности изучить их самостоятельно. Она такое не упустит.
У нас часто страдают переводы правил, важные документы, счета и газеты. К счастью, коробки делают невкусными и она их не удостаивает внимания.


Так вот, Gears of Time оказалась хорошей игрой. Очень сложной для понимания в первый раз, жесткой и подлой, но хорошей. Здесь нужно строить работающие цепочки карт технологий. Например, огонь + колесо = двигатель внутреннего сгорания + простая наука = полет и т.д. Проблема в том, что во время раунда ты двигаешься во времени только в прошлое и цепочку приходится строить в обратной последовательности. Увидеть потенциальные цепочки из имеющегося на столе тоже непросто. Плюс разные подлости: построй такую же технологию, как у конкурента, раньше во времени — оставишь его ни с чем; перебей влияние на чужой карте — получишь сам за нее очки; сыграй карту, обнуляющую очки за ценную технологию — оставишь соперника ни с чем. Довольно много нюансов, которые нужно не просто держать в голове, а активно использовать. Наверное, поэтому правила рекомендуют поиграть вдвоем-втроем прежде чем садиться за полноценную игру вчетвером.


Мне понравилось играть. И Люба не сильно возмущалась игровым процессом, поэтому игра пока остается жить у нас, хотя играть, чувствую, будем нечасто.


Последние праздничные посиделки были омрачены предстоящей работой. Вернее, даже так: я играл вместо того, чтобы работать, поэтому сожаление о зря потраченном времени особенно обострилось. К потраченному впустую времени можно отнести, например, сыгранную партию в Galaxy Trucker.

Это отличная и веселая игра, если ты не ощущаешь физически, как каждая проведенная за столом минута отдаляет тебя ото сна из-за предстоящей ночью работы. Как уже можно было догадаться, я портил веселье окружающим. Особенно грустно было от того, что дела у моих космонавтов шли плохо: корабли строились кривыми, рушились метеоритами, я отставал на треке, а деньги не зарабатывались. Любимая когда-то игра превращалась в бездарное времяпровождение. Зато мы, наверное, первый раз отыграли в «тракере» полные три раунда. До начала игры мне казалось, что мы так уже играли, но увидев огромный корабль для третьего раунда, стало понятно, что раньше играли не больше двух раундов.


Замечательная игра. Непредсказуемая и непросчитываемая, зато с неожиданными поворотами и всевозможными чудесами. Как Хватилу удается делать такие шикарные и непохожие игры?

Главным и долгожданным событием вечера стала партия в REX: Final Days of an Empire. Из-за того, что к ней нужно было читать правила, партия откладывалась уже два месяца. И лучше бы мы ее отложили до того, как соберем полных шесть игроков. Впятером вышла очень странная игра. Трое игроков сразу сбились в союз и всю партию надругались над оставшимися двумя, которым ни союз не помог, ни расовые свойства, ни обстоятельства. Вшестером было бы, наверняка, больше баланса и можно было бы потягаться с этим мощным альянсом на равных. А так исход был фактически предрешен с самого начала, а игра была фарсом, пыткой и, опять же, пустой тратой времени, которого за партию было убито, кстати, немало.


Игра оставила смешанные чувства. С одной стороны, я сразу выставил ее на обмен/продажу, но с другой надеюсь, что она еще полежит на полке и дождется второго шанса — партии на шестерых в готовой к хардкору компании. Кроме меня никто не был готов к тому, что это игра про дипломатию, завоевания и предательство, хотя это даже на коробке написано. Да, это агрессивная и жесткая игра, в которую именно так и нужно играть. В ней, даже победив в альянсе с кем-то, можно оставить союзников без победы, если ты выполнил условия карты предательства. Очень много подлых карт, решающих исход боя, лидеры-предатели, готовые слить врагу сражение вчистую, асимметричные расовые свойства, делающие одни альянсы выгоднее других, постоянная нехватка денег (то есть, влияния) у одних и переизбыток у других. Присутствует жутко нудный и странный аукцион за стратегические карты. Очень ограничены тактические действия на поле. Странная игра. Но хочется сыграть еще разок.


Уже без меня (я в это время работал) играли в Плоский Мир: Анк-Морпорк. Судя по сдержанным реакциям, партия вышла не особо выдающейся, но вполне удалась. Опробовали самодельную Lost Legacy: Flying Garden компанией, уже игравшей в Starship. Игра пошла на ура. По ходу, конечно, возникали странные спорные моменты, но было очень весело, я все слышал. Еще была отличная партия в Ётту. Тут даже я не выдержал и пришел помогать Любе играть, благодаря чему мы заняли почетное четвертое место. В этот раз игра шла совсем не так, как раньше, но мозг кипел еще сильнее, это хорошо.

Товарищ VanDerGlav подарил нам с Любой на Новый год Звездные Империи, мотивируя подарок тем, что именно в них нужно играть вдвоем. И не прогадал. Уже успели сыграть партию (пока одну, но по Любиной инициативе!) и очень довольны.


Люба питает слабость к колодостроению, в котором очень сильна. Партии невероятно быстрые — не успеваешь понять, что происходит, а тебя уже победили. Игра при этом очень простая, но всякий раз дает простор для небольших, но важных решений. Хочется играть в нее еще, совсем как в Доминион на заре увлечения им. Спасибо за подарок!

В общем, та еще неделька выдалась. Почаще бы столько впечатлений сразу. Спасибо всем, кто заходил в гости и еще раз с праздниками!

4 комментария:

  1. со стороны, судя по фотографии, может показаться, что в МагоРыцаря играл я один:)

    ОтветитьУдалить
  2. И меня отметили! Ура, ура, ура!

    ОтветитьУдалить
  3. У меня все первые дни года ушли на Warhammer 40k Conquest. Пора писать обзор.
    С удовольствием почитал бы обзор Легаси. Давно интересуюсь, но в наших широтах что-то она не шибко популярная.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если найдутся желающие еще хотя бы на пару партий, обязательно напишу про нее поподробнее. )
      Игра и правда интересная во всех отношениях.

      Удалить